ЦИАМ   Rambler's Top100
Translate on

AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com Авиационный топ. Числа - место в рейтинге, хитов всего и хитов в среднем за день.
   

«Игла» (ГЛЛ-ВК)
гиперзвуковая летающая лаборатория

      На МАКС'2001 был представлен модуль ГПВРД для исследовательской гиперзвуковой летающей лаборатории «Игла» ("Исследовательский Гиперзвуковой Летательный Аппарат"). Он разработан ЦИАМ им. П.И. Баранова.Стенд ЦИАМ на МАКС'2001
     ЦИАМ проводит работы в области разработки и летных испытаний водородных гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД). В отличие от обычных ПВРД, в них горение топлива происходит в сверхзвуковом потоке, что гораздо эффективней, но и сложнее. 
    В ходе испытаний «Иглы» ГПВРД тягой 14,7 тонн должен проработать 50 секунд и обеспечить достижение максимальной скорости. Он представляет собой трехмодульный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель с размером по входу в проточный тракт 150х150мм для каждого модуля. Диапазон работы по числу Маха полета от 6 до 14. Экологичность: на уровне современных норм. В качестве топлива используется жидкий водород. Система подачи топлива в камеру сгорания - пилонная.Воздухозаборник ГПВРД
    По отношению к лучшим отечественным образцам в России аналогов нет. По отношению к лучшим мировым образцам: ГПВРД аналогичного типа созданы фирмами Пратт-Уитни (США) и МББ (Германия), но с меньшими диапазонами работы по числу Маха полета (до Мп=8 и 7 соответственно).
     В 1999 г. заместитель начальника отдела гиперзвуковых силовых установок ЦИАМ Вячеслав Семенов оценивал, что при нынешнем уровне финансирования «Игла» взлетит через 4-5 лет. Программа рассчитана на 10 запусков, которые стоят от 30 до 50 миллионов долларов. ЦИАМ активно ведет поиск потенциальных инвесторов. Требуемый объем инвестиций: 10 млн.долл. Потенциальный объем продаж: 75 млн.долл.
    Однако фирма «SNECMA» (Франция), ранее финансирующая исследования ЦИАМ по ГПВРД, похоже прекратила участие в проекте, получив интересующую ее информацию...

Описание
Разработчики ЦИАМ
Обозначение  
Двигатель ГПВРД
Тяга двигателя, кгс 14700
Рабочий диапазон чисел Маха полета 6-14
Запас жидкого водорода на борту, кг (л) 18 (300)
Расход, макс. кг/с 1.0
Время работы ГПВРД, с 20-50
Размеры двигателя, мм 2280 х 565 х 370
Размер сечения на входе модуля, мм 150 х 170 
Длина проточного тракта двигателя, мм 2000
Площадь воздухозаборника, м2 0.26
Соотношение узкого (горлового) сечения 0.09
Соотношение сечения выходной зоны горения 1.45
Масса двигателя, кг 200

 Схема ГПВРД
Воздухозаборник ГПВРДСопло модуля ГПВРД на МАКС'2001Воздухозаборники ГПВРД "Иглы"Сопла ГПВРД "Иглы"

Помогали:

Источники информации:

  1. ГЛЛ-ВК «Игла» / Авиабаза =Kron= /
  2. Беспилотные летательные аппараты / Невский бастион, 2.1999 /
  3. Освоение гиперзвука / Независимое военное обозрение 17-09-99 /
  4. Российский аэрокосмический самолет (РАКС) / Космический корабль Буран /
  5. Экспериментальный трехмодульный ГПВРД для летных испытаний в составе гиперзвуковой летающей лаборатории - "Игла"
  6. Наша "ИГЛА" полетит быстрее, чем Х-43 в США! / Я.Голованов, Комсомольская правда, 10.06.2001 /
к началу страницы

[Испытатели] [Настоящие сверхзвуковые] [Россия] [Новости] [Ссылки] [Национальный авиамузей] [Авиапанорама] [Архив Авиапанорамы] [Музыка] [Видео] [Здоровье] [Webmaster]

Copyright © 1998-2012 =SB=

Rambler's Top100

[an error occurred while processing this directive]